Размещения и сочетания

Обобщим наши наблюдения, сделанные в предыдущих статьях. Допустим, что у нас есть набор из трех чисел $\{1,\ 2,\ 3\}$. Согласно правилу произведения переставить эти числа можно $3 \cdot 2 \cdot 1 = 6$ способами. Это число называется числом перестановок, обозначается $P_3$ (от англ. permutation — перестановка; читается "пэ из трех").

Найдите число перестановок набора из $n$ элементов. Это число обозначается $P_{n}$ и читается "пэ из эн".

Решение

На первое место в наборе можно разместить любой из $n$ доступных элементов, на место с номером $2$ — любой из $(n - 1)$ оставшихся, на место с номером $3$ — любой из $(n - 2)$ оставшихся и так далее. На место с номером $n$ остается единственный элемент. Получаем $$ P_{n} = n(n - 1)\ldots 1. $$

Ответ: $n(n - 1)\ldots 1$.

Формула из примера записана довольно громоздко. Ее можно записать более компактно, если использовать факториал. По определению полагают, что $n!$ (читается "эн факториал") это произведение всех целых чисел от $1$ до $n$, то есть $$n! = 1 \cdot 2 \cdot \ldots \cdot n.$$

Заметим, что по определению $(n-1)! = \dfrac{n!}{n}$, а значит, было бы удобно определить $0! = \dfrac{1!}{1} = 1$. В новых обозначениях получаем, что число перестановок набора из $n$ элементов равно

$$P_n = n!$$

Теперь будем из чисел набора $\{1,\ 2,\ 3\}$ составлять все возможные пары элементов. При этом у нас может возникнуть два вопроса.

  1. Важен ли порядок элементов в выбираемой паре?
  2. Могут ли элементы в выбираемой паре повторяться?

Рассмотрим все возможные случаи и заполним таблицу для выбора пары чисел из набора $\{1,\ 2,\, 3\}$:

  Порядок важен Порядок не важен
Выбор без повторений
12 13 21
23 31 32
12 13 23
Выбор с повторениями
11 12 13
21 22 23
31 32 33
11 12 13
22 23 33

Теперь поставим себе задачу найти количество наборов в каждой ячейке этой таблицы при выборе $k$ элементов из $n$. Для начала введем определение.

Размещением будем называть конечный упорядоченный набор.

Слово "упорядоченный" означает, что порядок следования элементов в наборе важен, то есть наборы $\{1,\ 2\}$ и $\{2,\ 1\}$ являются различными размещениями. В левом верхнем углу таблицы выписаны все размещения, которые могут получиться при выборе двух элементов из трех без повторений. Число размещений при таком выборе обозначается $A_3^2$ (от англ. arrangement — размещение; читается "а из трех по два").

Найдите число размещений, которые могут получиться при выборе $k$ элементов из $n$ без повторений. Это число обозначается $A_{n}^k$ и читается "а из эн по ка".

Решение

На первое место в наборе можно разместить любой из $n$ доступных элементов, на место с номером $2$ — любой из $(n - 1)$ оставшихся, на место с номером $3$ — любой из $(n - 2)$ оставшихся и так далее. На место с номером $k$ можно разместить $(n - k + 1)$ элемент. Получаем $$ A_{n}^k = n(n - 1)\ldots(n - k + 1). $$

Ответ: $n(n - 1)\ldots(n - k + 1)$.

Попробуем записать полученную формулу с помощью факториалов. Заметим, что нашему произведению $n(n - 1)\ldots(n - k + 1)$ не хватает первых $(n - k)$ чисел, чтобы его можно было записать как $n!$. А значит, домножив и разделив его на $(n - k)!$ (это и есть произведение первых $(n - k)$ чисел), получим искомое. Итак, число размещений, которые могут получиться при выборе $k$ элементов из $n$ без повторений равно

$$A_n^k = \dfrac{n!}{(n - k)!}$$

В левом нижнем углу таблицы выписаны все размещения, которые могут получиться при выборе двух элементов из трех с повторениями. Число размещений при таком выборе обозначается $\bar{A}_3^2$ (читается "а с чертой из трех по два"). Заметим, что говоря "выбор с повторениями", мы имеем ввиду, что повторения при выборе допустимы, но не обязательны.

Найдите число размещений, которые могут получиться при выборе $k$ элементов из $n$ с повторениями. Это число обозначается $\bar{A}_{n}^k$ и читается "а с чертой из эн по ка".

Решение

На первое место в наборе можно разместить любой из $n$ доступных элементов, на второе место — снова любой из $n$ элементов и так далее. Всего нужно разместить $k$ элементов. Получаем $$ \bar{A}_{n}^k = n^k. $$

Ответ: $n^k$.

Зафиксируем результат. Число размещений, которые могут получиться при выборе $k$ элементов из $n$ с повторениями, равно

$$\bar{A}_{n}^k = n^k$$

Еще одно важное определение.

Сочетанием будем называть конечный неупорядоченный набор.

Слово "неупорядоченный" означает, что порядок следования элементов в наборе не важен, то есть наборы $\{1,\ 2\}$ и $\{2,\ 1\}$ являются одним и тем же сочетанием. В правом верхнем углу нашей таблицы выписаны все сочетания, которые могут получиться при выборе двух элементов из трех без повторений. Число сочетаний при таком выборе обозначается $C_3^2$ (от англ. combination — сочетание; читается "це из трех по два").

Найдите число сочетаний, которые могут получиться при выборе $k$ элементов из $n$ без повторений. Это число обозначается $C_{n}^k$ и читается "це из эн по ка".

Решение

По правилу деления, чтобы найти число способов выбрать неупорядоченный набор, нужно число способов выбрать упорядоченный набор, то есть $A_n^k$, разделить на число перестановок выбираемых элементов, то есть на $P_k$. Получаем $$ C_{n}^k = \dfrac{A_n^k}{P_k}. $$

Ответ: $\dfrac{A_n^k}{P_k}$.

Можно также записать формулу для числа сочетаний через факториалы. Получим, что число сочетаний, которые могут получиться при выборе $k$ элементов из $n$ без повторений равно

$$C_n^k = \dfrac{A_n^k}{P_k} = \dfrac{n!}{k!\ (n - k)!}$$

В правом нижнем углу таблицы выписаны все сочетания, которые могут получиться при выборе двух элементов из трех с повторениями. Число сочетаний при таком выборе обозначается $\bar{C}_3^2$ (читается "це с чертой из трех по два"). Найти число сочетаний с повторениями нам поможет метод перегородок.

Найдите число сочетаний, которые могут получиться при выборе $k$ элементов из $n$ с повторениями. Это число обозначается $\bar{C}_{n}^k$ и читается "це с чертой из эн по ка".

Решение

Представим, что мы $k$ сундуков распределяем между $n$ пиратами. Если, например, первому пирату досталось три сундука, это будет означать, что мы выбрали первый элемент ровно три раза. Так как мы можем некоторые элементы не выбрать вообще, это значит, что наши пираты "нечестные", то есть некоторым может ничего не достаться. Итак, мы переформулировали нашу задачу в терминах задачи о "нечестных" пиратах, решим ее в общем виде. Чтобы разделить сундуки между $n$ пиратами, нужно поставить $n-1$ перегородку. Зарезервируем места под $n - 1$ перегородку и $k$ сундуков, всего $n + k -1$ мест. Теперь из них нам нужно выбрать $k$ мест под сундуки, а на остальные места распределятся перегородки. Мы свели нашу задачу к решенной в предыдущем примере, а именно $$ \bar{C}_{n}^k = C_{n+k-1}^k. $$

Ответ: $C_{n+k-1}^k$.

Запишем наш результат с помощью факториалов. Число сочетаний, которые могут получиться при выборе $k$ элементов из $n$ с повторениями равно

$$\bar{C}_n^k = C_{n+k-1}^k = \dfrac{(n + k - 1)!}{k!\ (n - 1)!}$$

Задачи

Упростите выражение $$\dfrac{n + 1}{n!} + \dfrac{n - 2}{(n - 1)!} - \dfrac{1}{(n - 2)!}.$$

Решение.

Приведем дроби к общему знаменателю. Для этого домножим вторую дробь на $n$, а третью — на $n(n - 1)$, получим $$\dfrac{n + 1}{n!} + \dfrac{n(n - 2)}{n!} - \dfrac{n(n - 1)}{n!}.$$ Сложим дроби и раскроем скобки $$\dfrac{n + 1 + n^2 - 2n - n^2 + n}{n!}.$$ После приведения подобных слагаемых будем иметь $$\dfrac{1}{n!}.$$

Ответ: $\dfrac{1}{n!}$.

Решение
Ответ

Сколько различных слов могут получиться при перестановке букв в слове, которое образовано $n$-кратным повторением слова "ерш"?

Решение.

В нашем слове будет $3n$ букв. Если бы все буквы были различны, то количество различных слов оказалось бы равно $P_{3n}$. Однако, порядок $n$ букв "е" для нас не имеет значения. Следовательно, по правилу деления нужно разделить этот результат на количество перестановок из $n$ букв, то есть на $P_n$. Аналогичный вывод делаем для букв "р" и "ш". В итоге получаем, что количество искомых слов равно $$\dfrac{P_{3n}}{(P_n)^3} = \dfrac{(3n)!}{(n!)^3}.$$

Ответ: $\dfrac{(3n)!}{(n!)^3}$.

Решение
Ответ

Сколькими способами можно рассадить $n$ мужчин и $n$ женщин за круглый стол так, чтобы мужчины и женщины чередовались? Рассадки, отличающиеся только циклическим сдвигом, будем считать одинаковыми.

Решение.

Сначала вычислим количество рассадок без учета циклического сдвига. За нашим столом всего $2n$ мест. Рассадим женщин на места через одно. Всего существует $P_n$ способов рассадить $n$ человек на $n$ мест. На оставшиеся $n$ мест нужно рассадить мужчин. Снова получаем $P_n$ способов. По правилу умножения общее количество рассадок без учета циклического сдвига равно $P_n \cdot P_n$.


Теперь подумаем, сколько рассадок отличаются только циклическим сдвигом людей, например, по часовой стрелке. После рассадки мы можем попросить людей сместиться на одно место влево. В этом случае мы получим ту же рассадку. Мы можем пересаживать людей циклично ровно $n$ раз, после чего снова вернемся в изначальную рассадку. Итак, нам нужно объединить в одну рассадку $n$ рассадок, которые отличаются только циклическим сдвигом. Следовательно, итоговое количество рассадок будет в $n$ раз меньше, чем количество рассадок без учета циклического сдвига, то есть $$\dfrac{P_n \cdot P_n}{n} = \dfrac{n! \ n!}{n} = n!\ (n - 1)!.$$

Ответ: $n!\ (n - 1)!$.

Решение
Ответ

В параллели $100$ учеников. Учитель хочет подготовить каждому из них вариант контрольной работы, в котором будет $5$ задач. Какое наименьшее число задач нужно придумать учителю, если он хочет, чтобы любые два варианта отличались хотя бы одной задачей?

Решение.

Обозначим буквой $n$ требуемое число задач. По условию каждому ученику достанется индивидуальный набор, состоящий их пяти задач. При этом выбор этих пяти задач должен осуществляться из $n$ задач без учета порядка выбора. Количество таких наборов равно $C_n^5$. Нам нужно найти минимальное натуральное число $n$, чтобы было выполнено неравенство $$C_n^5 \geq 100.$$ Подбором находим, что $C_8^5 = 56$ и $C_9^5 = 126$. Следовательно, искомое число $n = 9$.

Ответ: $9$.

Решение
Ответ

В параллели $100$ учеников. Учитель хочет подготовить каждому из них вариант контрольной работы, в котором будет три простые задачи и две сложные задачи. Какое наименьшее число задач нужно придумать учителю, если он хочет, чтобы любые два варианта отличались хотя бы одной простой задачей и хотя бы одной сложной?

Решение.

Обозначим буквой $n$ требуемое число простых задач. По условию каждому ученику достанется индивидуальный набор, состоящий их трех простых задач. При этом выбор этих трех задач должен осуществляться из $n$ задач без учета порядка выбора. Количество таких наборов равно $C_n^3$. Нам нужно найти минимальное натуральное число $n$, чтобы было выполнено неравенство $$C_n^3 \geq 100.$$ Находим, что $C_9^3 = 84$ и $C_{10}^3 = 120$. Следовательно, количество простых задач должно быть не менее $10$.


Аналогично поступим со сложными задачами. Обозначим буквой $m$ требуемое число сложных задач. Нам нужно найти минимальное натуральное число $m$, чтобы было выполнено неравенство $$C_m^2 \geq 100.$$ Находим, что $C_{14}^2 = 91$ и $C_{15}^2 = 105$. Следовательно, количество сложных задач должно быть не менее $15$.


Получаем, что суммарное количество задач должно быть не меньше, чем $$10 + 15 = 25.$$

Ответ: $25$.

Решение
Ответ

Какой множитель нужно убрать из произведения $$1! \cdot 2! \cdot 3! \cdot \ldots \cdot 100!,$$ чтобы результат умножения стал точным квадратом?

Решение.

Заметим, что двойка входит в это произведение ровно $99$ раз, а именно, один раз в каждый множитель, начиная с $2!$. Тройка входит в это произведение $98$ раз: один раз в каждый множитель, начиная с $3!$. Рассуждая аналогично, получаем, что наше произведение можно записать в виде $$2^{99} \cdot 3^{98} \cdot 4^{97} \cdot \ldots \cdot 100^1.$$ Видим, что все нечетные числа входят в это произведение четное число раз. Сгруппируем их: $$ \begin{equation} \begin{gathered} (3^{98} \cdot 5^{96} \cdot 7^{94} \cdot \ldots \cdot 99^2) \cdot \\ \cdot (2^{99} \cdot 4^{97} \cdot \ldots \cdot 100^1). \end{gathered} \end{equation} $$ Первая скобка образует точный квадрат, а именно $$(3^{49} \cdot 5^{48} \cdot 7^{47} \cdot \ldots \cdot 99^1)^2.$$ Поработаем со второй скобкой. Все четные числа входят в это произведение нечетное число раз. Вынесем за скобку каждое четное число по одному разу, и в скобке остануются только четные степени, которые образуют точный квадрат. Таким образом, произведение во второй скобке равно $$ \begin{equation} \begin{gathered} (2^{49} \cdot 4^{48} \cdot \ldots \cdot 98^1)^2 \cdot \\ \cdot (2 \cdot 4 \cdot 6 \cdot \ldots \cdot 100). \end{gathered} \end{equation} $$ Осталось выделить квадрат в произведении четных чисел от $2$ до $100$. Вынесем из каждого множителя двойку. Всего множителей пятьдесят, поэтому мы получим $$ \begin{equation} \begin{gathered} 2^{50} \cdot 1 \cdot 2 \cdot 3 \cdot \ldots \cdot 50 =\\ = 2^{50} \cdot 50! = (2^{25})^2 \cdot 50!. \end{gathered} \end{equation} $$ Запишем полученное равенство полностью. $$ \begin{equation} \begin{gathered} 1! \cdot 2! \cdot 3! \cdot \ldots \cdot 100! = \\ = (3^{49} \cdot 5^{48} \cdot 7^{47} \cdot \ldots \cdot 99^1)^2 \cdot \\ \cdot (2^{49} \cdot 4^{48} \cdot \ldots \cdot 98^1)^2 \cdot\\ \cdot (2^{25})^2 \cdot 50!. \end{gathered} \end{equation} $$ Следовательно, если в исходном произведении убрать множитель $50!$, тогда результат умножения станет точным квадратом.

Ответ: $50!$.

Решение
Ответ

Определите степень двойки в разложении на простые множители числа $(2^n)!$.

Решение.

Число $(2^n)!$ представляет из себя произведение всех натуральных чисел от $1$ до $2^n$, то есть $$(2^n)! = 1 \cdot 2 \cdot 3 \cdot \ldots \cdot 2^n.$$ Сгруппируем все нечетные числа в скобке, а из всех четных чисел вынесем двойку. Четных чисел ровно половина, то есть $2^n : 2 = 2^{n - 1}$ штук. Следовательно, мы вынесем $2^{n - 1}$ двоек, то есть число $2^{2^{n - 1}}$. Получится $$ \begin{equation} \begin{gathered} (2^n)! = (1 \cdot 3 \cdot 5 \cdot \ldots \cdot (2^n - 1)) \cdot \\ \cdot 2^{2^{n - 1}} \cdot (1 \cdot 2 \cdot 3 \cdot \ldots \cdot 2^{n - 1}). \end{gathered} \end{equation} $$ Используем факториал, чтобы сократить запись, будем иметь $$ \begin{equation} \begin{gathered} (2^n)! = (1 \cdot 3 \cdot 5 \cdot \ldots \cdot (2^n - 1)) \cdot \\ \cdot 2^{2^{n - 1}} \cdot (2^{n - 1})!. \end{gathered} \end{equation} $$ Обозначим степень двойки в разложении на простые множители числа $(2^n)!$ как $F(n)$. Из формулы выше видим следуюшую зависимость $$F(n) = 2^{n - 1} + F(n - 1).$$ Последовательно выражая значение функции $F(n)$ для все меньших $n$, получаем \begin{equation} \begin{gathered} F(n) = 2^{n - 1} + 2^{n - 2} + 2^{n - 3} +\\ + \ldots + 2^1 + F(1). \end{gathered} \end{equation} Но $F(1)$ по определению равно степени двойки в выражении $(2^1)!$, то есть равно $1$. Откуда искомая зависимость выражается формулой $$F(n) = 1 + 2^1 + 2^2 + \ldots + 2^{n - 1}.$$ Это геометрическая прогрессия со знаменателем $2$. По формуле суммы геометрической прогрессии получаем, что $$F(n) = 2^n - 1.$$

Ответ: $2^n - 1$.

Решение
Ответ

В ящике $n_1$ различных стальных деталей и $n_2$ различных деревянных деталей. Сколькими способами можно достать из ящика ровно $k_1$ стальных деталей и ровно $k_2$ деревянных, если порядок, в котором достают детали, имеет значение?

Решение.

Выберем сначала набор из стальных деталей, это можно сделать $C_{n_1}^{k_1}$ способами. Теперь выберем набор из деревянных деталей, этом можно сделать $C_{n_2}^{k_2}$ способами. По правилу умножения количество способов выбрать упорядоченную пару деталей равно $$C_{n_1}^{k_1} \cdot C_{n_2}^{k_2}.$$ Теперь нужно учесть, что все $(k_1 + k_2)$ деталей из выбранного набора можно переставлять местами. Каждый набор деталей можно разложить $P_{k_1 + k_2}$ способами. Следовательно, количество искомых выборок равно $$P_{k_1 + k_2} \cdot C_{n_1}^{k_1} \cdot C_{n_2}^{k_2}.$$

Ответ: $P_{k_1 + k_2} \cdot C_{n_1}^{k_1} \cdot C_{n_2}^{k_2}$.

Решение
Ответ

Сколькими способами можно разбить $nk$ человек на $n$ команд по $k$ человек?

Решение.

Первую команду можно выбрать $C_n^k$ способами. Вторую команду — $C_{nk - k}^k$ способами. Третью команду — $C_{nk - 2k}^k$ способами. Последняя команда определяется $C_{k}^k = 1$ способом. По правилу умножения получаем, что количество команд с учетом порядка их выбора равно $C_{nk - k}^k \cdot C_{nk - 2k}^k \cdot \ldots \cdot C_{k}^k$. Запишем эти множители в обратном порядке и получим $$C_{k}^{k} \cdot C_{2k}^k \cdot \ldots \cdot C_{nk}^k.$$ Теперь нужно учесть, что разбиение на команды не зависит от порядка выбора команд. Переставить $n$ команд местами можно ровно $P_n$ способами. По правилу деления получаем, что искомое количество разбиений равно $$\dfrac{C_{k}^{k} \cdot C_{2k}^k \cdot \ldots \cdot C_{nk}^k}{P_n}.$$ Подставим в этот результат выражение для чисел $C_n^k = \dfrac{n!}{k!\ (n - k)!}$ и $P_n = n!$. После сокращений получим компактное выражение $$\dfrac{(nk)!}{n!\ (k!)^n}.$$ Заметим, что этот результат можно интепретировать так: $$\dfrac{P_{nk}}{P_n \cdot (P_k)^n}.$$

Ответ: $\dfrac{(nk)!}{n!\ (k!)^n}$.

Решение
Ответ

Сколькими способами можно представить число $10^k$ в виде произведения трех натуральных множителей, если представления, отличающиеся только порядком множителей, считаются разными?

Решение.

Разложим $10^k$ на простые множители, получим $$2^k \cdot 5^k.$$ Теперь нам нужно распределить $k$ двоек и $k$ пятерок между тремя множителями. Распределим сначала двойки. Для каждой двойки нам нужно выбрать один множитель из трех, при этом порядок выбора нам не важен, и возможны повторения. Следовательно, количество способов распеределить двойки равно $\bar{C}_3^k$. Для пятерок аналогично получаем $\bar{C}_3^k$. Выбор двоек и пятерок осуществляется независимо, значит, по правилу умножения получаем, что искомое количество способов равно $$(\bar{C}_3^k)^2 = \dfrac{(k + 2)^2(k + 1)^2}{4}.$$


Можно было бы решить эту задачу с помощью перегородок. Так, для распределения $k$ двоек между тремя множителями нам потребуется две перегородки. Зарезервируем $k + 2$ места под двойки и перегородки. Количество способов выбрать два места из $(k + 2)$ доступных равно $C_{k + 2}^2$. Для пятерок имеем ту же формулу. По правилу умножения получаем известный результат $$(C_{k+2}^2)^2 = \dfrac{(k + 2)^2 (k + 1)^2}{4}. $$

Ответ: $\dfrac{(k + 2)^2 (k + 1)^2}{4}$.

Решение
Ответ

Международная комиссия состоит из $n$ человек. Материалы комиссии хранятся в сейфе. Сколько замков должен иметь сейф, сколько ключей для них нужно изготовить и как их разделить между членами комиссии, чтобы доступ к сейфу был возможен тогда и только тогда, когда соберутся не менее $k$ членов комиссии?

Решение.

Сначала найдем наименьшее допустимое количество замков. По условию у любой группы из $(k - 1)$ человек не должно хватать ключа хотя бы от одного замка. При этом у каждой такой группы этот замок уникальный. Докажем это от противного. Предположим, что у двух групп не хватает ключа от одного и того же замка. Но тогда и у любых $k$ человек, набранных из этих двух групп, не хватает ключа от этого замка, а это противоречит условию. Итак, каждой группе из $(k - 1)$ человек не хватает ключа от уникального замка. Следовательно, минимальное число замков равно количеству различных групп из $(k - 1)$ человек, то есть $C_n^{k - 1}$.


Теперь подумаем, сколько должно быть ключей и как их распределить. Каждой группе из $(k - 1)$ человек не хватает уникального ключа. Занумеруем членов комиссии от $1$ до $n$ и выпишем по возрастанию все возможные группы из $(k - 1)$ человек. Пусть первой группе не хватает первого ключа, второй группе — второго и так далее.


Подсчитаем количество групп, в которые входит каждый член комиссии. Это количество равно числу способов добрать к нему в группу $(k - 2)$ человек из оставшихся $(n - 1)$ человек. Таким образом, каждый человек входит в $C_{n - 1}^{k - 2}$ групп, то есть у него не должно быть в наличии $C_{n - 1}^{k - 2}$ уникальных ключей. А не входит он в оставшиеся $$C_n^{k - 1} - C_{n - 1}^{k - 2}$$ групп, и как раз столько ключей у него и должно быть. Так как всего у нас $n$ человек, значит, общее количество ключей равно $$n(C_n^{k - 1} - C_{n - 1}^{k - 2}).$$ Ранее мы поняли, что количество замков равно $C_{n}^{k - 1}$, а значит, количество экземпляров каждого ключа равно $$\dfrac{n(C_n^{k - 1} - C_{n - 1}^{k - 2})}{C_{n}^{k - 1}}.$$ Воспользуемся равенством $C_n^k = \dfrac{n!}{(n - k)!\ k!}$ и упростим полученное выражение. После сокращений получаем, что количество ключей от каждого замка равно $$(n - k + 1).$$ Заметим, что мы можем подсчитать количество ключей у каждого человека вторым способом. А именно, общее число ключей $C_{n}^{k - 1} \cdot (n - k + 1)$ разделить на $n$: $$\dfrac{C_{n}^{k - 1} \cdot (n - k + 1)}{n}.$$ После сокращений имеем $$\dfrac{(n - 1)!}{(k - 1)!\ (n - k)!} = C_{n - 1}^{k - 1}.$$ Приравняем полученное выражение к числу ключей у каждого человека, найденному ранее. Получим замечательное тождество $$C_n^{k - 1} - C_{n - 1}^{k - 2} = C_{n - 1}^{k - 1}.$$ Смысл этой формулы мы обсудим в следующей статье, а сейчас пришло время записать ответ к нашей задаче.

Ответ: $C_n^{k - 1}$ замков, по $(n - k + 1)$ ключей от каждого. Каждому члену комиссии отдать ключи с номерами групп из $(k - 1)$ человек, в которых он не состоит. При этом каждому достанется $C_{n - 1}^{k - 1}$ ключей.

Решение
Ответ