Перебор вариантов

В некоторых задачах просят определить количество способов сделать что-либо. Чтобы решить такую задачу, можно перебрать все подходящие по условию варианты. Рассмотрим пример.

В коробке двадцать спичек. Сколько существует способов взять из коробка спички так, чтобы в нем осталось больше спичек, чем взяли?

Решение.

Можно взять одну спичку, в коробке останется девятнадцать спичек, это и будет первый способ. Две спички — второй способ. И так далее, до девяти спичек, имеем девять способов. Десять спичек уже взять нельзя, так как в коробке останется столько же спичек, сколько взяли.

Ответ: $9$.

Иногда вариантов довольно много. Как же ничего не упустить? Можно занумеровать способы и выписать их по возрастанию номера. Посмотрим, как это делается.

В автомобиле три педали: газ, тормоз и сцепление. Сколькими способами водитель может нажать на педали, если одновременно на газ и тормоз нажимать нельзя, так как это испортит тормоза? Порядок нажатия имеет значение.

Решение.

Занумеруем педали: газ обозначим цифрой $1$, тормоз — цифрой $2$, сцепление — цифрой $3$. Выпишем все возможные комбинации по возрастанию числа, образованного номерами нажатых педалей: $$ \begin{equation} \begin{gathered} 1,\ 2,\ 3,\ \cancel{12},\\ 13,\ \cancel{21},\ 23,\ 31,\ 32. \end{gathered} \end{equation} $$ С учетом того, что комбинации $12$ и $21$ не подходят по условию, получаем $7$ вариантов.

Ответ: $7$.

В тех случаях, когда предметы, которые мы считаем, обладают каким-нибудь свойством, например, цветом, то разумно это свойство закодировать цифрами.

Алфавит марсиан состоит из цветных квадратиков. Сколько различных марсианских слов из трех квадратиков можно составить, используя только синие и красные квадратики?

Решение.

Занумеруем цвета: красный цвет будем обозначать цифрой $0$, а синий цвет — цифрой $1$. Используя такой код, выпишем все возможные "слова" из трех "букв". Начнем с наименьшего: $$ \begin{equation} \begin{gathered} 000,\ 001,\ 010,\ 011,\\ 100,\ 101,\ 110,\ 111. \end{gathered} \end{equation} $$ Получилось $8$ вариантов.

Ответ: $8$.


Задачи

У Моти есть фантик, пуговица, крышечка и монета. Сколькими способами она может разделить свое богатство на две части?

Решение.

Занумеруем предметы: фантик — 1, пуговица — 2, крышечка — 3, монета — 4. Закодируем способ разделить предметы числом, составленным из номеров предметов в одной из частей. Выпишем по возрастанию такие числа. $$1,\ 2,\ 3,\ 4,\ 12,\ 13,\ 14.$$ Отметим, что, например, число $21$ выписывать не нужно, так как мы уже учли этот способ, выписав $12$ (порядок, в котором идут предметы, по смыслу задачи не имеет значения). Так же не нужно выписывать, например, число $23$, так как этот способ мы тоже учли, выписав $14$ (в этом случае другая часть как раз и есть $23$).

Ответ: $7$.

Решение
Ответ

Какое наибольшее число точек пересечения может быть у четырех различных прямых?

Решение.

Занумеруем прямые от $1$ до $4$. Любые две из этих прямых могут пересечься, то есть для каждой пары прямых может быть своя точка пересечения. Выпишем по возрастанию все пары номеров. Вариант $21$ выписывать не нужно, так как если первая и вторая прямые пересекаются в какой-то точке, то вторая и первая прямые пересекаются в этой же точке. $$12,\ 13,\ 14,\ 23,\ 24,\ 34.$$ Получилось $6$ пар. Мы сделали оценку: больше шести точек пересечения быть не может. На рисунке приведен пример расположения четырех прямых с шестью точками пересечения.

Четыре прямые

Ответ: $6$.

Решение
Ответ

Сколько существует различных способов представить число $9$ в виде трех натуральных слагаемых? Представления $9 = 1 + 2 + 6$ и $9 = 2 + 1 + 6$ будем считать одинаковыми.

Решение.

Представление $9 = 1 + 2 + 6$ закодируем трехзначным числом $126$. Выпишем в порядке возрастания все трехзначные числа, сумма цифр которых равна $9$. Заметим, что по условию, если мы выписали число $126$, то число $216$ выписывать не нужно. Отсюда делаем вывод, что достаточно выписать только те числа, цифры которых идут в порядке неубывания. $$ \begin{equation} \begin{gathered} 117,\ 126,\ 135,\\ 144,\ 225,\ 234,\ 333. \end{gathered} \end{equation} $$

Ответ: $7$.

Решение
Ответ

Из квадрата $3 \times 3$ произвольным образом вырезали две клетки. Сколько различных фигур могло получиться? Фигуры будем считать равными, если их можно совместить, поворочивая или переворачивая.

Решение.

Заметим, что в квадрате есть три типа клеток и занумеруем их: угловые (тип $1$), боковые (тип $2$) и центральная (тип $3$). Выпишем возможные варианты вырезать две клетки разных типов. $$11,\ 12,\ 13,\ 22,\ 23.$$ Для каждого варианта зарисуем способы вырезать клетки с учетом поворотов и переворотов.

Четыре прямые

Ответ: $8$.

Решение
Ответ

У Кроша есть три разных секретика, а у Ежика — два других секретика, тоже разных. Сколькими способами они могут обменяться секретиками? Меняются они честно: один секретик на один другой секретик.

Решение.

Занумеруем секретики Кроша $1,\ 2,\ 3$; и Ежика: $4,\ 5$. Они могут обменяться одним секретиком, в этом случае можно закодировать этот обмен двузначным числом, первая цифра которого будет обозначать секрет Кроша, а вторая — Ежика. Выпишем возможные варианты обмена по возрастанию. $$14,\ 15,\ 24,\ 25,\ 34,\ 35.$$ Еще друзья могут обменяться двумя секретиками. В этом случае Ежик обменяет все свои секреты, а значит, нужно выбрать, какие два секрета обменят Крош. Выпишем и эти варианты. $$12,\ 13,\ 23.$$ Всего получилось $9$ способов.

Ответ: $9$.

Решение
Ответ

Из девяти спичек сложили треугольники (смотри рисунок). Сколькими способами можно убрать спички так, чтобы осталось ровно два треугольника без лишних спичек?

Треугольники из спичек

Решение.

Занумеруем треугольники так, как показано на рисунке. При этом цифрой $5$ обозначен большой треугольник.

Нумерация треугольников

Нам нужно оставить два треугольника. Закодируем способ оставить два треугольника двузначным числом, составленном из номеров треугольников. Выпишем все возможные варианты. $$ \begin{equation} \begin{gathered} 12,\ 13,\ 14,\ 15,\ 23,\\ 24,\ 25,\ 34,\ \cancel{35},\ 45. \end{gathered} \end{equation} $$ Заметим, что оставить только третий и пятый треугольники не получится, так как в этом случае остаются и все остальные треугольники. Осталось $9$ способов.

Ответ: $9$.

Решение
Ответ

Словом назовем любую последовательность букв. Сколько различных слов можно составить, используя все буквы слова "арфа"?

Решение.

Занумеруем буквы: "а" — $1$, "р" — $2$, "ф" — $3$. В этом случае слово можно закодировать четырехзначным числом, составленным из цифр $1$, $1$, $2$ и $3$. Выпишем все такие числа по возрастанию. $$ \begin{equation} \begin{gathered} 1123,\ 1132,\ 1213,\ 1231,\\ 1312,\ 1321,\ 2113,\ 2131,\\ 2311,\ 3112,\ 3121,\ 3211. \end{gathered} \end{equation} $$

Ответ: $12$.

Решение
Ответ

Радисты используют азбуку Морзе, которая состоит из коротких сигналов, называемых точками, и длинных сигналов, называемых тире. Сколько различных сообщений можно передать, отправив ровно четыре сигнала?

Решение.

Точку обозначим цифрой $0$, а тире — цифрой $1$. Выпишем все возможные коды длины $4$ из нулей и единиц от самого маленького $0000$, до самого большого $1111$. $$ \begin{equation} \begin{gathered} 0000,\ 0001,\ 0010,\ 0011,\\ 0100,\ 0101,\ 0110,\ 0111,\\ 1000,\ 1001,\ 1010,\ 1011,\\ 1100,\ 1101,\ 1110,\ 1111. \end{gathered} \end{equation} $$

Ответ: $16$.

Решение
Ответ

В команде по волейболу четыре девочки и два мальчика. Сколькими способами можно разбить эту команду на две группы (не обязательно с равным количеством людей) так, чтобы девочек в каждой группе было поровну?

Решение.

Занимеруем девочек: $1$, $2$, $3$, $4$; и мальчиков: $5$, $6$. По условию в каждой команде должно быть по две девочки. Выпишем сначала способы разделить команду на две группы по три человека. В этом случае разбиение можно закодировать трехзначным числом, составленным из номеров людей в первой группе. Учтем, что порядок в группе не важен, то есть числа $125$ и $215$ кодируют одно и то же разбиение. Учтем еще, что два числа, в которых нет одинаковых цифр, например, $125$ и $346$, тоже кодируют одно и то же разбиение. $$ \begin{equation} \begin{gathered} 125,\ 126,\ 135,\\ 136,\ 145,\ 146.\\ \end{gathered} \end{equation} $$ Теперь выпишем коды, соответствующие двум девочкам в одной группе и всем остальным в другой группе. Эти способы кодируются двузначным числом, состоящим из номеров девочек. $$ \begin{equation} \begin{gathered} 12,\ 13,\ 14,\\ 23,\ 24,\ 34.\\ \end{gathered} \end{equation} $$ Всего получилось $12$ способов.

Ответ: $12$.

Решение
Ответ

В тетради у двоечника Васи осталось шесть страниц, остальные он вырвал. Вася планомерно закрашивает каждую страницу одной из двух ручек: у него есть синяя и черная. Он старается сделать так, чтобы в тетради не было больше двух страниц подряд, раскрашенных в один цвет, но при этом все страницы были раскрашены. Сколькими способами Вася может добиться своей цели?

Решение.

Обозначим синюю страницу цифрой $0$, а черную — цифрой $1$. Нужную раскраску можно обозначить шестизначным кодом из нулей и единиц, в котором есть не более двух одинаковых цифр, идущих подряд. Выпишем сначала коды с ровно двумя единицами. $$ \begin{equation} \begin{gathered} 001001,\ 001010,\ 001100,\\ 010010,\ 010100,\ 100100.\\ \end{gathered} \end{equation} $$ Если в этих кодах поменять нули на единицы, а единицы — на нули, то получатся все коды, в которых ровно четыре единицы. $$ \begin{equation} \begin{gathered} 110110,\ 110101,\ 110011,\\ 101101,\ 101011,\ 011011.\\ \end{gathered} \end{equation} $$ Осталось выписать коды с тремя единицами. $$ \begin{equation} \begin{gathered} 001011,\ 001101,\ 010011,\\ 010101,\ 010110,\ 011001,\\ 011010,\ 100101,\ 100110,\\ 101001,\ 101010,\ 101100,\\ 110010,\ 110100. \end{gathered} \end{equation} $$ Всего получилось $26$ кодов.

Ответ: $26$.

Решение
Ответ

Сколько существует различных обыкновенных дробей, в числителе и знаментателе которых стоят натуральные числа от $1$ до $9$? Дроби будем считать разными, если они не равны друг другу.

Решение.

Будем перебирать дроби по возрастанию знаменателя. Выпишем все дроби со знаменателем $1$, они представляют собой целые числа. $$ \begin{equation} \begin{gathered} \dfrac{1}{1},\ \dfrac{2}{1},\ \dfrac{3}{1},\\ \dfrac{4}{1},\ \dfrac{5}{1},\ \dfrac{6}{1},\\ \dfrac{7}{1},\ \dfrac{8}{1},\ \dfrac{9}{1}. \end{gathered} \end{equation} $$ Далее дроби со знаменателем $2$. Однако не нужно выписывать дроби с четными числителями, так как они равны целым числам, которые мы уже выписали. $$ \begin{equation} \begin{gathered} \dfrac{1}{2},\ \dfrac{3}{2},\ \dfrac{5}{2},\\ \dfrac{7}{2},\ \dfrac{9}{2}. \end{gathered} \end{equation} $$ Выпишем дроби со знаменателем $3$, кроме тех, числитель которых делится на $3$. $$ \begin{equation} \begin{gathered} \dfrac{1}{3},\ \dfrac{2}{3},\ \dfrac{4}{3},\\ \dfrac{5}{3},\ \dfrac{7}{3},\ \dfrac{8}{3}. \end{gathered} \end{equation} $$ Выпишем дроби со знаменателем $4$, кроме тех, которые могут сократиться (все дроби с меньшими знаменателями мы уже выписали). $$ \begin{equation} \begin{gathered} \dfrac{1}{4},\ \dfrac{3}{4},\ \dfrac{5}{4},\\ \dfrac{7}{4},\ \dfrac{9}{4}. \end{gathered} \end{equation} $$ Продолжим выписывать дроби по возрастанию знаменателей, кроме тех, которые могут сократиться. $$ \begin{equation} \begin{gathered} \dfrac{1}{5},\ \dfrac{2}{5},\ \dfrac{3}{5},\\ \dfrac{4}{5},\ \dfrac{6}{5},\ \dfrac{7}{5},\\ \dfrac{8}{5},\ \dfrac{9}{5}. \end{gathered} \end{equation} $$ Знаменатель $6$. $$ \begin{equation} \begin{gathered} \dfrac{1}{6},\ \dfrac{5}{6},\ \dfrac{7}{6}. \end{gathered} \end{equation} $$ Знаменатель $7$. $$ \begin{equation} \begin{gathered} \dfrac{1}{7},\ \dfrac{2}{7},\ \dfrac{3}{7},\\ \dfrac{4}{7},\ \dfrac{5}{7},\ \dfrac{6}{7},\\ \dfrac{8}{7},\ \dfrac{9}{7}. \end{gathered} \end{equation} $$ Знаменатель $8$. $$ \begin{equation} \begin{gathered} \dfrac{1}{8},\ \dfrac{3}{8},\ \dfrac{5}{8},\\ \dfrac{7}{8},\ \dfrac{9}{8}. \end{gathered} \end{equation} $$ Знаменатель $9$. $$ \begin{equation} \begin{gathered} \dfrac{1}{9},\ \dfrac{2}{9},\ \dfrac{4}{9},\\ \dfrac{5}{9},\ \dfrac{7}{9},\ \dfrac{8}{9}. \end{gathered} \end{equation} $$ Всего получилось $55$ раздичных дробей.

Ответ: $55$.

Решение
Ответ

Некоторые из предложенных задач можно решить, не прибегая к прямому перебору. В следующих статьях мы разберем подходы, которые позволяют это сделать. Отметим, что даже в более сложных задачах начать перебирать решения бывает очень полезно, чтобы понять структуру: важен ли порядок элементов, могут ли они повторяться и так далее.